Ваш ребёнок тоже не хочет ходить в школу?

Консультация Вы можете отправить онлайн-заявку на получение консультации.
Ваш ребёнок тоже не хочет ходить в школу?
До восьмого класса мой сын учился в школе. Я в то время работала финансовым директором с занятостью по двенадцать часов в сутки, а то и больше. Тогда мне казалось, это нужно для будущего ребёнка — деньги же зарабатывала (: Время показало, что счастье сына зависит совсем не от этого.

По мере сил помогала Роме с учебой, но что я видела:
  • интерес к обучению падает с каждым годом;
  • ребёнок искренне старается, но знания поверхностны и быстро забываются сразу после сдачи экзаменов или зачётов;
  • школа воспринимается как неизбежная обязаловка;
  • учёба занимает все время, даже на каникулах «подтягиваем» тот или иной предмет;
  • учиться скучно, трудно, неэффективно.

полосочка.png


90% мам обращается ко мне с похожими проблемами :

«В чем была проблема?
Проблема была в отношении к школе, как к каторге. Предметы, особенно точные науки, воспринимались, как проклятье. А гуманитарные - как бред. (9-й класс). Плюс к этому (точнее, огромный минус) — давление со стороны учителей: учите-учите, у вас экзамены, никто не сдаст, ну и т.д. с завываниями, что родители должны помогать школе».

Юрий Доценко, дочери 15 лет.


«Радость моего сына от того, что он стал первоклассником длилась ровно неделю. На второй неделе он заявил, что в школу не пойдет, там скучно и тяжело. На третьей неделе он уже рыдал над домашними заданиями. Он не мог выполнить простейшие задания, которые легко делал до школы. Он сидел, плакал, смотрел в тетрадь и ничего не мог сделать. Я плакала вместе с ним: из умного и веселого мальчика, мой сын превратился в отстающего, задерганного ученика, с исписанным замечаниями дневником.»

Наталья Буховцова, сын Егор, 8 лет.


Более двухсот подобных историй от участниц курса «Творческое обучение» в моём багаже. 

Так где же собака порылась?

собака.png


Раньше я не понимала, почему так происходит, но интуитивно чувствовала, что так быть не должно и есть другой способ. Изучая труды известных психологов, педагогов, нейробиологов, я нашла ответ: у чудовищного нежелания детей учиться есть 6 основных причин. 

1. Мозгу нужно видеть весь объект изучения, его структуру и иерархию.


 Мы видим окружающие нас предметы целыми, а не кусками — часть следует за целым, а не наоборот. Эти предметы взаимодействуют друг с другом, есть определённая структура и иерархия. Не прыгают ноги лягушки отдельно от неё самой, голова, как ни странно, переходит в тело. Мозгу нужно сначала показать лягушку целиком, а затем уже переходить к отдельным частям тела для дальнейшего изучения.

В школе изучение предмета происходит кусками (параграфами). Не ставится цель — показать всю науку, из чего она состоит, какие в ней есть взаимосвязи. Вызубрили кусок, сдали, забыли, перешли к новому куску. Мозг ребёнка в недоумении — что изучаем, на что это похоже, из чего состоит, как связано с другими предметами?

Угадайте что изображено на картинке?

что-это.png
Угадали?

На первой — ресницы, на второй — банан, на третьей — мел.

Что вы почувствовали, разглядывая фото? Недоумение?
Вот так же чувствует себя ребенок — он не понимает того, что изучает.

Появляется ощущение, что, например, русский язык — набор терминов и правил и их количество стремится к бесконечности. Ребенок чувствует себя в темном лесу без тропинок и дорог и не может найти оттуда выход. У него появляется страх и эмоциональное угнетение. В таком состоянии мозг работать не будет, на первое место выйдет инстинкт самосохранения. Именно поэтому дети «закрываются», находят отдушину в интернете, играх, в дворовых компаниях.

Любите бродить в темном, незнакомом, заросшем лесу? Вот и ребенку это тоже не нравится. Пойдете по доброй воле в такой лес? Тогда почему вы удивляетесь, что ваш школьник делать этого не хочет?

2. От простого к сложному с закреплением нового навыка


 Этот пункт не противоречит первому. Поясню: мы увидели всю лягушку целиком и теперь изучаем лапку. Начинаем разбираться со строением и уже потом переходим к более сложным элементам — химическому составу тканей этой лапки.

Например, вы учитесь водить машину. Вам показали, как трогаться с места. Показали пару раз и сразу перешли к разбору другого движения — назад. А то и того хуже, без умения трогаться с места, учат поворачивать налево/направо. Ни одно из движений не довели до автоматизма и выпустили на автостраду со словами: «А вот теперь ты умеешь ездить. Вперёд!».


Мне иногда кажется, что программу составляют и утверждают люди, у которых нет детей. А если ребёнок пропустил хоть одну тему, дальше он совсем не может понять предмет.

Вам хотелось бы оказаться в роли тугодума? Стресс и угнетённое состояние гарантированы.

3. Образно, творчески.


Представьте, что с вами на протяжении нескольких часов ежедневно, 5-6 раз в неделю 11 лет разговаривают на тарабарском языке и обращаются к той зоне мозга, которой ещё нет! Мозг просто не в состоянии «съесть» то, чем его кормят. Поясню.

Язык мозга — образы. Если мы не можем представить то, что объясняют, мозг это не поймёт. А объяснять с помощью замысловатых слов, как это делают в школе, бессмысленно. Учёные прогнозируют, что в ближайшие годы будут востребованы люди, обладающие новым образом мышления — мыслить контекстом, а не отдельными фразами.

Сравните:

  • Наре́чие — неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще относятся к глаголам и обозначают признак действия.
Ну и чтобы «добить» мозг ребёнка окончательно, добавляют: «процесс образования наречий называется адвербиализацией». Занавес!

или

  • * Есть такая страна, она называется «Речь». В ней живут сказочные жители — части речи. В этой стране живёт всезнающая тётенька Наречие. Она работает в Главном центре информации, где содержатся все сведения обо всем: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? и Почему? Наречие может ответить на эти вопросы только одним словом, которое и называется наречием. А ещё тётенька Наречие разводит кактусы, гдетусы и когдатусы…

Без-имени-1.png


Какое из этих объяснений будет понятнее ребёнку 13-ти лет? Именно в этом возрасте изучают Наречие. Комментарии излишни.

Об этом говорил ещё Эйнштейн: «По-видимому, слова языка в их письменной или устной форме не играют никакой роли в механизме мышления... обычные слова и другие знаки приходится мучительно изыскивать лишь на втором этапе, когда упомянутая игра ассоциаций достаточно установилась и может быть по желанию воспроизведена».

«Раньше говорили, что правое полушарие занимается только этим, а левое — этим. Сейчас — это все неправильно! Нет деления на физиков и лириков. Наш мозг — это постоянно меняющаяся очень сложная нейронная сеть», — Татьяна Черниговская, учёный в области нейронауки и психолингвистики, доктор биологических наук, профессор.

Учеными уже доказано, что нет локальных мест, которые отвечают за что-то одно, есть функциональные блоки, динамически распределённая активность.

«Когда мы относим себя к типу «левого полушария» или типу «правого полушария», мы на деле добровольно отказываемся развивать в себе новые ментальные способности», — М. Блох, российский учёный-лингвист, доктор филологических наук, профессор.

Тогда почему в обучении используют только ограниченный набор инструментов? — «сухие» учебники, напичканные чудовищно огромным количеством ненужной информации, написанные на тарабарском языке, без привязки к окружающему миру, тесты в формате единственного выбора, запрет на игры, двигательную активность.

Творческий подход в сочетании с логикой позволяет обрабатывать информацию быстрее, проще, красочнее, интереснее — достигается эффект сверхобучаемости. Задействованы все возможности мозга.

А логические операции до 12 лет мозг вообще не способен эффективно обрабатывать, он еще не созрел для этого. Другими словами, при стандартном обучении обращаются к той зоне мозга, которой еще нет. Немудрено, что после первого класса ребенок будто глупеет и отказывается учиться.

«Я не раз замечал, что единственный результат раннего обучения математике — скука и настоящее усыпление детской способности к умозаключению. Все основные математические навыки могут быть освоены всего за один или два года, а до этого арифметика должна осваиваться через игры, примеры и другие занятия — менее абстрактные и более близкие к детскому мышлению. Зачем десятилетнему ребёнку знать, как делить в столбик? Всю арифметику можно отложить до седьмого года школьного обучения — потом эту программу за пару лет догонит любой нормальный ученик», — Луис Пол Бенезет, американский педагог, который первым начал реформу школьного образования в начале двадцатого века.

4. Скука


Татьяна Черниговская в одной из своих лекций говорит, что для обучения важна любая эмоция, но только не скука. «Не нужно сидеть вот так-то и так-то, хочет ребенок изучать предмет вверх ногами, пожалуйста! Нравится с музыкой, да, в кафе — да. Все это индивидуальные вещи!» А как вам нравится заниматься? Сидя за письменным столом неподвижно в течение нескольких часов?

занятие3.jpg


В наших школах преподают катастрофически занудливо и серьёзно. Если человеку скучно, мозг «делает» вывод о том, что информация не важна и усваивать ее не нужно. Более того, зачастую сами родители считают, что процесс обучения — дело очень серьёзное! Скука из школы переходит домой.

«Игра — это возможность передать ребёнку живое отношение к жизни… Игра необходима и нам, взрослым», — А. Максимов, автор книг по психофилософии и воспитанию детей, телеведущий, писатель.

Игра, смех, движение во время занятий расценивается как мешающее излишество. А это необходимо для эффективного обучения! Кстати, Шими Канг, психиатр, утверждает, что нехватку игр у детей можно приравнять к нехватке сна.

По опыту занятий в семейных лагерях могу сказать, что через игру, творчество, движение дети осваивают знания в десятки раз быстрее, на одном дыхании. Через увлекательные занятия возрождается интерес к познанию мира. Доказано на практике. 

Искренне не понимаю, почему открытия, достижения учёных и великих педагогов не учитываются в нашей общеобразовательной системе. Не перестаю удивляться этому!

5. Знания запихивают!


«Знания нужно не запихать, ими нужно зажечь!», — обожаю эти слова М. Казиника, скрипача, искусствоведа, педагога, культуролога, писателя-публициста, поэта. Мир информации изменился радикально, а способы освоения этой информационной лавины остался на уровне каменного века. Знания впихивают любыми возможными и невозможными способами! Какая уж тут любовь к обучению?! Остаться бы в живых да сохранить здоровье.

Знания сами по себе бесполезны. Они работают только в сочетании с творческим подходом, критическим мышлением и умением принимать нестандартные решения.

Важно научить ребёнка:
  • как собрать информацию, как получить ту информацию, которой нет в учебниках, что с этой информацией делать;
  • как её изучить, научить учиться, правильно классифицировать и упаковывать информацию;
  • как концентрироваться, контролировать внимание и память.
И этот процесс должен быть в удовольствие, а не через муку!

Нужно давать **мета-знания, а не напихивать набором статичных фактов — это бессмысленно. Цель — научить ребёнка не зубрить, а понимать, рассчитывать и находить нестандартные ходы.

«Наше образование и наше умение учиться — это как бы плагин, это устройство, с помощью которого ты подключаешься к цивилизации. Ты должен знать, как это сделать», — Т. Черниговская. Но, к сожалению, детей этому не учат.

6. Обучают всех всему


Систему образования, при которой учат всех всему, не учитывая индивидуальные особенности ребенка, ещё Песталоцци (один из крупнейших педагогов конца XVIII — начала XIX века), называл антипсихологической.

Дети (как и мы с вами) очень разные:
  • разная скорость созревания отделов мозга;
  • разные интересы и способности;
  • разные психологические типы;
  • отличие мозга у девочек и мальчиков — их тоже нужно учить по-разному.
Предвижу вопрос: «Как же тогда обучать детей? Ведь учитывать индивидуальные особенности ребёнка в рамках школы невозможно?»

В Финляндии, например, это сделать получилось. Там провели реформу образования и создали модель «школы будущего». На сегодняшний день она лидирует в мировом рейтинге систем образования. Хотя, ещё тридцать лет назад образование в этой стране считалось чуть ли не отстающим.

Что сделали в финских школах:
  • создали психологически комфортную обстановку, учеников не загружают до потери пульса;
  • так комбинируют предметы, чтобы стимулировать познавательную активность детей;
  • никакого принуждения, только создание возможностей и стимулирование тяги к знаниям;
  • бережное отношение к индивидуальности ребёнка, обучение согласно его способностям.
И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность сотворит чудеса! Что и произошло в финской системе образования.

Чтобы быть эффективным, человек должен быть расслаблен. Напряжение — это стресс, ресурсы организма направляются не на развитие, а на выживание.

А у нас пока вот так, к сожалению. 

5zyRUciXJL8.jpg


«Наше знание о мозге заставляет подумать, что происходит с психическим здоровьем людей. Я должна вам сказать ответственно, что наблюдается рост психоневрологических заболеваний у человечества. Они вот-вот выйдут на первое место, которое всегда занимали кардио- и онкологические болезни, то есть мы можем оказаться в ситуации, когда большая часть населения станет психически неадекватной».

«Было бы хорошо, чтобы учитель и обучающийся поняли, кто перед ним — сумасшедший или гений, или очень средний, но очень претенциозный мальчик с идеями. Кто перед ним находится и что надо с ним делать? Каков план развития этой личности?… Не надо тратить время и здоровье детей. Главное — осознание того, кто ты на самом деле, исходя из своих собственных интересов, не из-за оценки… Обучение меняет мозг, происходит нейронизация, качество мозга улучшается, но только у тех, кто не использовал свой мозг для колки орехов».

«Какая у нас задача? Если задача, чтобы ребенок ненавидел систему образования — тогда это другая задача», — Т. Черниговская.


Что же делать нам, родителям в этой ситуации?


Взять ответственность за образование на себя. На стандартное обучение рассчитывать не приходится. Научиться самому и научить ребенка учиться. Осваивать необходимый минимум школьной программы быстро, просто и даже весело - это возможно. Освободившееся время использовать для общения, интересных занятий.

Наше самообразование, наше поведение, наша помощь и отношение к ребенку способно творить чудеса! И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность проснутся, а вопрос мотивации отпадёт сам собой.

©  Светлана Краузе, автор Студии Творческого обучения. 

-------------------------------------------------------------------------
* Из книги Т. Рик
** По оценке Ж.- Л. Лорьера, метазнание «является фундаментальным понятием для систем, которые не только используют свою базу знаний такой, какая она есть, но и умеют на её основе делать выводы, структурировать её, абстрагировать, обобщать, а также решать, в каких случаях она может быть полезна»